4 Archinfo.ru - Международный портал (Архитектура, Информация, Россия)
Наука / просвещение
Две стратегии проектирования театра
Среди общественных зданий, относящихся к сфере культуры, возможно наиболее интересные и сложные задачи переда архитектором ставит театр. Помимо решения сугубо функциональных и достаточно жестких технологических условий архитектор непременно выполняет определенную миссию – создание уникального объекта, в котором воплощаются культурные ценности, идеалы и противоречия, присущие времени.
Прогулка за визой
Продолжая знакомство с Московскими поворотами, сегодня начнём от метро Кропоткинская и отправимся в самый посольско-населённый район Москвы
Тунгусский метеорит отечественного архитектуроведения
В этом году исполняется сто лет со дня падения загадочного тунгусского метеорита. Но среди людей встречаются не менее загадочные личности, о которых - в отличие от метеорита - слишком мало пишут. В этой статье делается попытка расширить число откликов на творческий вклад человека, чьи идеи все еще ждут внимания и понимания, великого теоретика архитектуры и искусства Александра Георгиевича Габричевского.
«Тринадцать вокзалов, одетых в мрамор…»
Во второй половине 1920-х годов в советской печати постоянно обсуждался вопрос: нужен ли Москве метрополитен? Публиковались многочисленные материалы о метро Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Берлина, Гамбурга, Барселоны, Токио. Но тогда объектом внимания (как правило, восторженного) были в основном различные технические новшества и те функциональные преимущества, которые дает метрополитен в крупном городе.
Памятники-призраки в споре прошлого с будущим.
1 августа 1939 года выставка открылась. Главным архитектором ВДНХ стал Сергей Чернышев, который в это время был и главным архитектором Москвы. Он очень деликатно отнесся к тому, что сделал Олтаржевский. Всю планировку, весь ансамбль Олтаржевского Чернышев сохранил.
Что такое архитектура
Затевая разговор об архитектуре 21-го века, уместно спросить: "А что такое архитектура?" Этот вопрос отнюдь не является академическим. Существует некий негласный договор, что мы вообще-то понимаем, что такое архитектура, в нас сильна привычка не задавать самых общих вопросов. В конкретных ситуациях задавать общие вопросы абсурдно. Но для профессионала это более чем естественно. Вот мы говорим об архитектуре 21-го века. А откуда мы знаем, что в 21-м веке сохранится то понимание архитектуры, которое было в 20-м веке? Не происходит ли постоянное изменение этого понятия, и не объясняются ли исторические споры тем, что люди начинают иначе его понимать? Что же такое архитектура, ну хотя бы для нас, сегодня?
Пруст и кубизм. К эстетике реконструкции
На первый взгляд, между прустовской прозой и кубистической живописью общего не больше, чем между утонченным, болезненным Прустом и неотесанным здоровяком Пикассо. Их несходство не только внешнее. Пруст назвал свой роман "В поисках утраченного времени", а Пикассо говорил: "Я никогда не ищу, я только нахожу" и так далее… И все же я вижу в кубизме Пикассо и романе Пруста глубокое родство, хотя, конечно, не тождество. Это родство я обозначил словами "эстетика реконструкции", эстетика, которая со временем может обнаружить еще не раскрытые возможности.
Сталинский ампир - гипнотизм и наркотизм стиля
Сталинский ампир и западный модернизм 30 - 50-х годов можно рассматривать не столько как взаимоисключающие стили, сколько видеть в них выражение единого духа времени и стиля массового общества 20-го века. Кое-что намекало на это и ранее, например, то, что и западный функционализм, и социалистический реализм отвергали самую категорию стиля и видели в себе воплощение метода, хотя это тоже не случайно.
Бумажная архитектура. Постскриптум
Победы молодых советских архитекторов на японских концептуальных конкурсах 80-х годов были неожиданностью для всех: для японцев, для Запада, для советского архитектурного истеблишмента и, возможно, для самих победителей. Ведь с начала 30-х годов архитектура Советского Союза если и не была мертва, то, по крайней мере, считалась таковой. И вдруг... виртуозная графика, остроумная фантазия, композиционное мастерство, богатство культурных ассоциаций, лаконизм и т.п. Неожиданной оказалась сама сфера творчества. От архитектуры никто ничего уже не ждал.
«Новый город» Антонио Сант’Элиа: утопия или реальность?
Столетие назад идеи «новой архитектуры» стали определять основное направление европейской архитектурно-теоретической мысли. Каждая архитектурная школа вносила свои идеи в общий процесс формирования новой эстетики. Несколько изолированной от этого мощного культурного движения оказалась Италия.

© All Right Reserved. Copyright © ООО Информагентство СА "Архитектор" ©

Свидетельство о регистрации ИА №ФС1-02297 от 30.01.2007

Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Центральному Федеральному округу.